СБОРНАЯ РОССИИ
Две медали (серебряную и бронзовую) Антона Шипулина, отдувавшегося за всю нашу команду, в какой-то степени можно считать успехом. Год назад в копилке россиян и вовсе значилось два третьих места, одно из которых принадлежало, кстати, тоже многократному чемпиону мира среди юниоров. Возможно, тренеры и руководители СБР так и скажут, вспомнив при этом целую россыпь «шоколадных» (как дипломатично выражается коллега Сергей Курдюков) наград. «Разве ж это провал, – скажут обитатели биатлонного офиса на Лужнецкой набережной. – У нас пять четвертых мест». Правда, при таком подходе и «Жигули» по количеству колес ничем не хуже «Мерседеса» – однако те же обитатели штаб-квартиры СБР первому автомобилю почему-то предпочитают второй.
Очень хочется услышать объяснение причин, прежде всего, от господина Вольфганга Пихлера. Вариант «у нас все по плану» уже набил оскомину, хочется чего-то нового и более внятного. Если Николай Лопухов пошел на эксперимент с Евгением Устюговым и Дмитрием Малышко, то он и взял всю вину за результат на себя, поступив действительно по-мужски. После такого ЧМ почти наверняка последуют и оргвыводы, только вот коснутся они, скорее всего, только мужской сборной, как и год назад.
СБОРНАЯ УКРАИНЫ
А если же наши биатлонные авгуры устанут смеяться и, наконец, займутся делом, за примером правильного функционирования биатлонного организма можно обратиться к соседям. Женская сборная Украины, не всегда имевшая возможность в межсезонье выбраться на сбор и не обладающая даже малой толикой российского финансирования, уехала из Нове Место с пятью наградами. Елена Пидгрушная и сестры Валя и Вита Семеренко, насобиравшие золото, серебро и три бронзы, сотворили настоящее чудо и невольно создали красноречивое пособие по эксплуатации биатлонисток. Вольфганг Пихлер – первый в очереди за покупкой.
ГЕРОИ
Эмиль Хегле Свендсен утер нос всем скептикам, кто поставил на нем крест после неудач на первых этапах Кубка мира. Принц биатлона сумел перезагрузиться по ходу сезона, возродившись, словно феникс из пепла, на чемпионате мира. Двукратный олимпийский чемпион не остался без медали ни в одной из гонок, в которых принимал участие. Причем в миксте, спринте, пасьюте и эстафете он вволю поиздевался над своим главным конкурентом Мартаном Фуркадом, всякий раз уводя золото у того из-под носа. В биатлонном оркестре Нове Место Свендсен играл первую скрипку, оставив лидеру общего зачета Кубка мира неблагодарное дело – переворачивать ноты.
Примерно та же картина наблюдалась и в женской части соревнований – правда, Тура Бергер, в отличие от Свендсена, взялась не за центральную скрипку, а за дирижерскую палочку. Под взмахи ее рук плясали все, кроме, пожалуй, Елены Пидгрушной и Дарьи Домрачевой, оставивших норвежку второй в спринте и масс-старте соответственно. Так же, как и ее партнер по команде, Бергер поднималась на подиум во всех гонках мирового первенства, завоевав четыре золота и два серебра. Теперь Тура – восьмикратная чемпионка планеты.
ЛЕГЕНДА
Грудь норвежского орденоносца Уле-Айнара Бьорндалена после чешского форума заблестела еще одной наградой. После субботней эстафеты на чемпионском пиджаке Короля биатлона стало ровно 50 медалей разного достоинства, завоеванных на первенствах мира и Олимпийских игр. На 19-м в карьере чемпионате мира легендарный норвежец (давно отказавшийся от кубковых претензий) преподал соперникам очередной урок мастерства. Бьорндален вновь подвел себя к главному старту сезона с ювелирной точностью. В свои 39 (!) лет Уле-Айнар квартирует на вершинах скоростных протоколов и борется за подиум в личных гонках. В спринте, на который и делал ставку великий спортсмен, с четвертым графиком хода до подиума ему не хватило считанных секунд.
РАЗОЧАРОВАНИЕ
Провал сборной Германии не берутся объяснять ни многолетний ее лидер Михаэль Грайс, ни рулевой Бундестим Уве Мюссигганг. Две бронзы, да и те в эстафетах – все, чего удалось добиться немцам в Нове Место. Апофеозом неудач последователей легендарных Свена Фишера и Уши Дизль стали результаты главной надежды Германии – Мириам Гёсснер. Традиционно провалив почти все гонки с четырьмя огневыми рубежами (пасьют – 21-я, классика – 35-я), преемница Магдалены Нойнер осталась за бортом призеров и в своих коронных дисциплинах – спринте и масс-старте. Больше того, любительница быстрой езды, Гёсснер в Нове Место ни одну из личных гонок не выиграла ходом, дважды оказавшись лишь второй. Почему затих этот немецкий ураган в самый ответственный момент – загадка.
ХАРАКТЕР
Сколько же всякой гадости свалилось в этом сезоне на прекрасные хрупкие плечи Дарьи Домрачевой. Насильно коронованная после ухода Нойнер белоруска с возросшим к ней интересом худо-бедно справилась. Пережила (пусть не без труда) Дарья и внезапно накрывшую ее простуду. Однако когда злая доля, обручившись с желтыми журналистами, надавила на личное, Домрачева сломалась. Слухи о связи чемпионки мира с Уле-Айнаром Бьорндаленом окончательно ее доконали. На чемпионат мира, казалось, Домрачева приехала в совершенно разобранном состоянии. Результаты за двадцаткой сильнейших в первых трех личных гонках заставили многих болельщиков Дарьи схватиться за головы. Но Домрачева не была бы той кем, она является, если бы не хлопнула дверью. Собрав волю в кулак, стиснув зубы, она выцарапала золото в масс-старте на зло и зависть всем злопыхателям.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Этот чемпионат мира мы, конечно, оцениваем неудовлетворительно. Только две медали Антона Шипулина, это немножко напрягает. Спортсменам, за исключением Ольги Зайцевой, некоторых ребят, не хватает психологической подготовки», – Виктор Майгуров, традиционно объективно оценивший ситуацию («Р-Спорт»).
«По себе помню: у меня был такой период, когда я сама читала книги по психологии и пыталась своими силами разобраться в ситуации. Поэтому считаю, что психолог команде нужен обязательно, и не один», – Анна Богалий-Титовец, в попытке найти источник проблем своих бывших партнерш по команде («СС»).
«Нельзя ожидать, что мы станем быстрее на минуту. Без допинга это нереально», – Вольфганг Пихлер, поставивший крест на своих подопечных (Sports.ru).
«Я не поеду в Валь-Ди-Вьемме. Буду жалеть всю свою жизнь, что не смогу защитить звание победителя Кубка мира», – Мартан Фуркад, спущенный с небес Эмилем Хегле Свендсеном (AFP).
«Я боролся, бежал во всю силу и на финише чуть было не заплакал. Впервые этой зимой закрыл 20 мишеней. Сначала думал, что сезон будет плохим, сейчас же – он стал одним из самых лучших», – Тарьей Бё, вернувшийся на вершину спустя полтора сезона (Dagbladet).