
Следом за «матчем года» против «Милана» в Лиге чемпионов «Зенит» ждала игра «без права на ошибку». Именно это словосочетание прозвучало из уст как главного тренера питерской команды Лучано Спаллетти, так и футболиста «Андерлехта» Гийома Жийе, пришедших на предматчевую пресс-конференцию за день до встречи. Разумеется, отступать находившемуся в преддверии игры на четвертом месте в группе «Зениту» было некуда – исправлять унылый ноль на более крупную циферку петербуржцам необходимо было немедленно, чтобы сладкая надежда о выходе из группы продолжила борьбу за существование, а репутация команды с берегов Невы окончательно не стерлась в порошок. Гости же дали понять, что свой главный бой команда проведет в ответном поединке через неделю, поэтому результат игры в Петербурге им, конечно же, важен, однако чуть в меньшей степени.
Накал страстей во многом решающего для «Зенита» матча потушил питерский ливень. Непогода даже помирила Акселя Витселя и Марцина Василевски, которые, по слухам, не должны были пожимать руки перед матчем, памятуя о своих старых счетах. Огромные неперешагиваемые лужи, промозглый северный ветер в компании надоедливой мороси здорово подпортили настроение столпившимся перед входами на сектора болельщикам. На погодные условия не обращали внимания только ребятишки, которые должны были сопровождать выходивших на поле футболистов. Вместе со львом, новым зенитовским талисманом, смелая ребятня бежала круг почета по внешнему периметру «Петровского», звонко скандируя по пути «сине-бело-голубые, хэй-хэй».
Выдержке юных поклонников футбола могли бы позавидовать и взрослые, второй домашний матч подряд оставившие внушительные пробелы на трибунах «Петровского». Какая причина на этот раз взяла верх: стихия или же несчетное количество спекулянтов, стоит только догадываться. В усеченном варианте оказался и гостевой сектор арены – в Санкт-Петербург прибыло не больше сотни поклонников «Андерлехта», причем поклонников не самых активных – зычность бельгийских речевок так никому оценить и не удалось, а количество баннеров и флагов у брюссельцев можно было пересчитать по пальцам одной руки. Зато по полной за фанатов отдувались представители бельгийской прессы, коих в Россию прибыло с лихвой. Главенствующими языками в ложе журналистов были голландский и французский, а радиотехнические приборы, привезенные гостями в Россию, больше напоминали мощные локационные станции.
Третий тур Лиги чемпионов проходил в рамках недели борьбы с расизмом, и по сему поводу УЕФА пообещала организовать перед стартовым свистком арбитра публичное выступление капитанов команд, которые по плану должны были произнести предсказуемые речи о недопустимости проявлений нетерпимости на трибунах. Однако идеям футбольных чиновников не суждено было сбыться – вполне возможно, что технические коррективы внесла именно непогода. Монологи Вячеслава Малафеева и Лукаса Бильи так и не прозвучали – подвела техника; как, впрочем, толком не прозвучал и гимн Лиги чемпионов. Самая будоражащая симфония мирового футбола внезапно замолкла в динамиках «Петровского» на середине, на что болельщики команд справедливо отреагировали бурным негодованием и свистом в сторону причастных к организации игры лиц.
Параллельно предматчевой церемонии вираж «Петровского» продемонстрировал перформанс, получивший название «Цветов «Зенита» быть достойным». Сектора за воротами Вячеслава Малафеева окрасились в зенитовский триколор, а вершили творческую композицию три ярко-белые буквы «С», «Б» И «Г» – аббревиатура питерской палитры. Невольными участниками красочного представления в исполнении фанатского ядра стали и рядовые посетители «Петровского», чьи голубые дождевики визуально продолжали картину за рамками виража.
Ливень придал петербургскому футбольному вечеру нотку художественности. Все происходило в точности как в кино или литературных произведениях, где самые страшные события сюжета случаются под аккомпанемент дождя. Стихия обрушивалась на Петербург с той же страстью, с какой приступал к своим атакам «Андерлехт», и чем опаснее были голевые моменты бельгийцев, тем сильнее бушевало ненастье над Невой. Самый острый эпизод первого тайма, произошедший на 11-й минуте у ворот Вячеслава Малафеева, было даже не разглядеть – настолько внушительно выглядела стена ливневых осадков. А эпизод, между прочим, стоил внимания: Милан Йованович попытался повторить подвиг Стефана Эль-Шаарави в прошлом матче ЛЧ на «Петровском», но его завершающий удар после эффектного прохода через застывших центрбеков «Зенита» пришелся рядом со штангой.
Матч, своим стартом напомнивший безутешные игры «Зенита» с «Малагой» и «Миланом», на деле оказался откровенной копией последней встречи петербуржцев с «Кубанью». Как и краснодарская команда, «Андерлехт» переигрывал «Зенит» в полноценности и изящности атак в первой половине матча. Ключевой фигурой в стане бельгийцев оказался бразилец Кану, не только выжигавший центр поля, но и грамотно регулировавший игровой темп команды. Хавбек гостей действовал столь приметно, что часть питерского виража даже поздравила темнокожего футболиста с неделей борьбы с расизмом дружным улюлюканьем.
После перерыва рисунок матча изменился – «Зенит» вышел вперед по показателю владения мячом и количеству ударов по воротам. Придало вкуса пресным действиям питерского клуба появление на поле Владимира Быстрова вместо Виктора Файзулина. Небольшое преимущество хозяев чуть позже отразилось и в счете – питерцы хитроумно разыграли штрафной без свистка арбитра, что в итоге привело к фолу Брама Нейтинка в своей штрафной площади против Александра Анюкова и, как следствие, к назначению пенальти. Именно с 11-метровой отметки Александр Кержаков забил свой 200-й гол в карьере и, что примечательно, только первый в Лиге чемпионов. К этому моменту тучи на «Петровском» рассеялись, дождь закончился, и на небе выглянула луна. Снова художественный намек сделала природа – будущее «Зенита» безоблачно, по крайней мере, в данный вечер. Под самый занавес встречи гарантию победы мог оформить Халк, но его крейсерский рейд через половину поля не нашел финала ни в виде передачи Кержакову на пустые ворота, ни в виде точного удара самого бразильца.
Специально увеличенная под нужды Лиги чемпионов микст-зона позволила разделиться журналистам на два лагеря: русский и бельгийский. И лагерь гостей, что, впрочем, не удивительно, мог похвастать большими успехами – даже несмотря на поражение, футболисты бельгийского клуба не пролетали мимо родных журналистов с той скоростью, которая принята среди игроков в России, и соглашались отвечать на вопросы как «своих», так и «чужих».
Русский голос «Андерлехта» Александр Яковенко поделился настроениями в стане бельгийской команды: «Что касается момента с пенальти, то я его не видел. Но все говорят, что перед нарушением правил там был офсайд». В том же ключе рассуждал и Милан Йованович, правда, чередуя русские предложения с английскими: «Считаю, что сегодня мы наиграли минимум на одно очко и не получили того, что заслуживали. Кроме того, решение судьи назначить пенальти совершенно необъяснимо».
Интервью питерских футболистов сводились к такому тезису: в нынешнем положении «Зениту» стоит довольствоваться малым. «Зенит» играл не очень хорошо, много терял мяч, попусту бегал за мячом и плохо атаковал. Но мы довольны итогом – это важная победа для нас», – заявил журналистам Николас Ломбертс. Согласился со своим коллегой и Вячеслав Малафеев: «Да, мы сыграли не блестяще, но набрали три очка, и этот результат устраивает «Зенит».