UA-Футбол представляет участников Кубка Африки – и начинает с группы А.
ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ ГВИНЕЯ
Еще в общем анонсе КАН вы могли заметить, что в Экваториальной Гвинее очень специфические руководство и модель управления. Ситуация со сборной отражает это лучше всего. Отражает настолько, что представление хозяев турнира будет отличаться от представления 15 других участников, так как элементарно не вписывается в шаблон.
Диктатор экватогвинейцев Теодоро Обианг Нгема и его сыновья очень любят футбол, активно используя его как способ напомнить о себе в масштабах Африки и мира. Их финансирование и поощрение позволило выиграть Кубок Африки женской футбольной сборной, они же сумели совместно с Габоном выиграть тендер и провести КАН-2012, они даже привезли в Малабо сборную Испании. Но когда речь идёт о построении сильной мужской сборной, продвигаться намного сложнее. Нужны инфраструктура, система ДЮСШ, хорошие тренеры на всех уровнях… «Слишком сложно» – решило семейство Нгем и пошло своим путём.
Идею диктатору подкинул испанский тренер Оскар Энгонга, работавший рядом с экватором в 2003-м году. Звёзды нужны, чтобы поднять сборную на вершины – но когда принимаешь команду на 178-м месте в рейтинге ФИФА, для роста достаточно просто обученных игроков. У Экваториальной Гвинеи есть тесные связи с Испанией, люди всех профессий уезжают туда, как из Алжира во Францию – и Энгонга начал методически обзванивать футбольных эмигрантов и делать предложения.
В первой же игре под руководством Энгонги с первых минут вышли десять (!) футболистов, родившихся в Испании. Вскоре испанец покинул свой пост, но его идеи подхватили и «улучшили». В 2005-м со сборной работал уже бразильский тренер, и по «совету» диктатора он просто позвал в Экваториальную Гвинею знакомых бразильцев. Президент тут же выдал им паспорта, и они получили право играть за «национальную молнию». Правда, сыграли настолько плохо, что вместе с тренером были изгнаны, так что в данном случае речь идёт скорее об афере со стороны наёмников.
В общем и целом, Нгемы элементарной покупкой игроков – бразильских, испанских, каких угодно – действительно вывели сборную на новый уровень. От соседства с Андоррой сборная страны поднялась в первую сотню ФИФА (рекордной остаётся 64-я строчка, которой экватогвинейцы достигли в марте 2008-го), а на КАН-2012 с тренером Анри Мишелем сумела выйти из группы. Но соседей не мог не бесить такой бизнес-подход к национальной команде. В мае прошлого года, мирно отбираясь на турнир в Марокко, «национальная молния» разгромила сборную Мавритании, но была вскоре дисквалифицирована за участие в игре иностранных игроков. Как минимум нелегитимным было участие Тьерри Феджу – камерунца, поигравшего где угодно, кроме Экваториальной Гвинеи.
Дисквалифицировали, справились… и тут на голову свалилась Эбола. Чиновники бросились искать новое место дислокации КАН, «выбрали» в качестве оптимального варианта Экваториальную Гвинею, но нарвались на условие – на КАН-2015 хозяева могут выставить любых игроков, не заигранных за другие сборные. Феноменальная свобода действий: теоретически «национальная молния» могла заявлять хоть Тайсона с Марлосом и Асеведо. И, вполне вероятно, это будет последняя возможность для страны так вольно толковать правила. Спешите видеть.
Ну а теперь пройдёмся по ключевым позициям и составляющим команды.
Путь к сокровищу (здесь и далее в этой рубрике будет идти рассказываться, как каждая из сборных оказалась на турнире). Хозяину турнир подарили Эбола, рабство в Мавритании, диктатор у власти и, скорее всего, коррупция в Африканской федерации футбола. Игорь Рабинер написал книгу о том, как чемпионат мира достался России – есть мысль, что произведение о пути КАН-2013 в Экваториальную Гвинею можно издавать как приключенческий роман.
Потери толстосумов (здесь будут перечисляться игроки, которые приехали в каждую команду из европейских чемпионатов «большой пятёрки»). Хозяева КАН могут ставить натурализацию на какие угодно широкие рельсы и составить из легионеров хоть всю заявку, но из больших лиг к ним в этот раз приехал ровно один человек. Да и тот третий вратарь «Малаги» – 18-летний Аитор Эмбела. «Анчоусы» вообще молодцы, могли стать одним из редких клубов, у которых в сборные вызываются сразу три вратаря… но не сложилось. Почему – в следующей части.
Непризнанный гений (а это место для игроков, которые очень круты, но по тем или иным причинам сейчас вне топовых чемпионатов). Тем не менее, известный игрок в составе экватогивнейцев есть. Хавьер Бальбоа имеет в своём активе 10 матчей за «Реал» и даже гол в Лиге Чемпионов! В сезоне-2007/08 он поиграл за «бланкос», забил «Олимпиакосу» – и, будь у руля испанской сборной дель Боске, вполне мог по пути Мунира дебютировать и за «фурию роху». Дальше карьера Бальбоа пошла под откос, но уровень середняков португальской лиги («Эшторил», ранее «Бейра-Мар») он вполне держит. И, что логично, забил важнейший гол в истории сборной – в матче открытия КАН-2012 «национальная молния» обыграла Ливию именно благодаря точному удару Хавьера.
Страж ворот (анонсируя именно Кубок Африки, есть смысл сделать акцент на вратарях – харизматичных и прыгучих, реактивных и ненормальных). Как ни странно, из трёх вратарей хозяев лишь один сыграл за сборную хоть минуту. Эмбела и самый возрастной 23-летний Карлос Мосибе, наверное, лелеют надежду дебютировать прямо на турнире, но играть, конечно, будет Фелипе Овоно. Если его клубная карьера еще ничем не примечательна (просто матчи в чемпионате Экваториальной Гвинеи), то в сборной его холют и лелеют. В 21 год Фелипе уже сыграл девять матчей за сборную и вызывался еще на предыдущий КАН. Что же, сейчас самое время блистать.
Наставник. Ну а самая прекрасная история хозяев связана с тренером. Экватогвинейцев два года мирно тренировал Андони Гойкоэчеа (тот самый мясник, сломавший Марадону), но перед самым турниром тренер не сошёлся с руководством по поводу числа испанских легионеров в заявке. В итоге тренер был уволен (стоит отметить, что президент футбольной федерации и министр спорта в стране – сыновья диктатора), а на его место пришёл аргентинец Эстебан Беккер. В его пользу говорит победа в Кубке Африки, но с женской сборной! Переход из женщин в мужчины настолько редок, что команда Беккера вносит в турнир дополнительную интригу. Если у неё получится, не станут ли такие «смены пола» в футболе регулярными?
ГАБОН
Путь к сокровищу. Выиграли группу с Буркина-Фасо, Анголой и Лесото. Каждого из соперников «пантеры» обыграли дома и добыли ничью на выезде. Модель Лобановского сработала как часы: уже за тур до конца габонцы гарантировали себе участие в турнире.
Потери толстосумов. Самый известный игрок «пантер» – вне сомнения, Пьер-Эмерик Обамеянг, форвард дортмундской «Боруссии». Такой форвард пригодится в любой команде – на дистанции в 30 метров (а больше в футболе и не нужно) Пьер быстрее Усейна Болта. Правда, после его трансфера Дортмунд перестал выигрывать что-то, кроме Суперкубков Германии, да и в целом габонца обвиняют в ограниченности и однообразности игры – но в краткосрочном турнире такой игрок может стать звездой.
Остальной же подбор игроков довольно скромный. Полузащитники Алехандр Ндумбу и Марио Лемина представляют сам «Марсель», но очень далеки от основы. Хавбек Андре Поко из «Бордо» к 21 году успел отыграть 26 игр за сборную и очень важен для «пантер». Как и у большинства африканских сборных, много габонцев приехало из посредственных французских клубов: таких, как «Метц» (третий вратарь Антони Мфа Мезуи), «Кан» (защитник Мусаву-Кинг), «Осер», «Шаторуа» (также оборонцы Анри Ндонг и Йохан Обианг). Леви Мадинда одно время сверкал в «Сельте», но давно перестал попадать в старт – его козырем также является гепардовая скорость.
Непризнанный гений. Аарон Аппиндангойе выступает в чемпионате Габона, что не мешает ему регулярно объявляться в старте «пантер». В 22 года защитник сыграл уже 16 матчей за национальную команду – седьмой показатель в нынешнем составе.
Страж ворот. А больше всех матчей (74) из действующих игроков сыграл большой футбольный путешественник Дидье Овоно. За плечами габонца выступления и в «Пасуше», и в тбилисском «Динамо», и даже в чемпионате Сальвадора. В последние годы карьера Дидье слегка притормозила (вылет с «Ле Маном», неудачная попытка закрепиться в «Сошо»), и сейчас вратарь пытается её разогнать в бельгийском «Остенде».
Наставник. «Пантер» тренирует Жорже Кошта – одна из легенд «Порту», под конец карьеры выигравшая даже Лигу Чемпионов. Габон – его первый опыт работы со сборными, ранее он тренировал достаточно средние клубы: например, в прошлом году спас от вылета «Пасуш Феррейра».
КОНГО
Путь к сокровищу. Конго (не то огромное Конго, которое раскинулось в центре Африки, а маленькое, которое граничит с Демократической Республикой) – редкий гость на Кубках Африканских Наций. В семидесятые «красные дьяволы» доходили до решающих стадий и даже выиграли турнир 1972-го года, но затем в силу спортивных и политических проблем (участию в КАН-1998, например, помешала такая мелочь, как гражданская война) скатилась резко вниз. На КАН конголезцы попали впервые за 15 лет и в третий раз за 37 – ожидаемо не обошлось без экстрима.
Даже в первой квалификации против Намибии пришлось непросто. «Красные дьяволы» уступили на юге 0:1, но ответный матч выиграли крупно. Во втором квалификации после победы 2:0 над Руандой последовало аналогичное поражение и… вылет по пенальти. Вот только Руанда для победы задействовала нелигитимных игроков и была дисквалифицирована, а Конго был делегирован в группу. Казалось бы, в соперничестве с ЮАР и Нигерией участь конголезцев предрешена – но действующий чемпион взял 1 очко за первый круг и так и не сумел догнать команду Ле Руа.
Потери толстосумов. Больше всего матчей в действующем составе конголезцев сыграл Дельвин Ндинга – опорник, через раз попадающий в основу «Олимпиакоса». Правда, само по себе это количество (33 матча к 26 годам) не сильно впечатляет и говорит скорее о запредельной текучести кадров в стане «красных дьяволов». Ндинга отправился в Грецию после выигрыша Лиги 2 богатым «Монако», но стремительное обеднение клуба может вернуть конголезца во Францию. В которой уже выступают Ладислас Дуньяма (основной форвард «Генгама», причастным к «Динамо» придётся следить за ним в Гвинее), Принс Онианг и Кристофер Мабулу (оборонцы «Реймса» и «Бастии» соответственно). Правда, если Дуньяма и Онианг давно играют в основе сборной, то Мабулу за неё даже не дебютировал.
Отдельного рассказа заслуживает Тьеви Бифума. При всей молодости (22 года) парень давно варится в системе европейского футбола, на юношеском/молодёжном/взрослом уровнях прошёл «Страсбург», «Эспаньол», «Лас-Пальмас», «ВБА», «Альмерию» – и пока не может реализовать свой несомненный талант. В лучшие дни это просто реактивный форвард, который, например, просто рвал «Барселону» в осеннем матче, закончившемся 1:2. В худшие – перетягивающий одеяло на себя бегунок, который не может стать лидером даже в очень слабой «Альмерии». Что же, именно такие игроки часто выстреливают на континентальных турнирах.
Непризнанный гений. У Криса Малонги не складывается клубная карьера. Из системы «Осера», куда он попал еще при Ги Ру, он вылетел еще в 16 лет – после чего прошёл падение вместе с «Нанси» и не смог стать своим в «Монако». Сейчас Крис ищет себя в «Лозанне» и не перестаёт быть важным полузащитником для «красных дьяволов». В целом, сборная Конго не блещет громкими именами. 8 игроков представляют чемпионат Конго, еще трое – заштатные французские «Амьен», «Анжер» и «Ле Понт».
Страж ворот. Чансель Масса всю жизнь играет в чемпионате Конго, но в сборную при этом вызывается с 2008-го года. Очень долго он сидел скамейке, но на Чемпионате Африканских Наций (специальный африканский турнир без легионеров) Масса получил место в рамке и убедил тренера делать на себя ставку. Вратарь пребывает в самом расцвете сил (27 лет) и выделяется в первую очередь ростом (199 см).
Наставник. Клод ле Руа – один из самых опытных тренеров по работе со сборными и один из самых уважаемых специалистов в Африке. На Чёрном Континенте он тренировал Камерун, Сенегал, снова Камерун, ДР Конго, Гану, опять ДР Конго – и вот теперь Конго без приставок. Из достижений выделяются серебро на КАН-1986 и ничьи с Чили и Австрией на ЧМ-1988, да и «красных дьяволов» вывести на большой турнир – вне сомнения, большой успех.
БУРКИНА-ФАСО
Путь к сокровищу. Главным образом участие в турнире буркинабам обеспечило удачное выступление в играх с Анголой. «Жеребцы» сенсационно разгромили опытного (пять предыдущих КАНов Ангола не пропустила) бойца в Луанде 3:0 и добыли стратегическую ничью в родных стенах. Впрочем, переоценивать их уровень тоже не стоит – тот же Габон победил в группе и не проиграл буркинабам в очных встречах.
Потери толстосумов. Бакари Коне – надёжный и умный центрбек, четвёртый сезон выступающий за «Лион». На КАНе может быть сколько угодно быстрых бегунков или атлетичных форвардов, но хороший защитник может стать для «жеребцов» небьющимся козырем. За ним, как водится, есть целая толпа французских легионеров: вратарь Джермейн Сану («Бове»), защитник Стив Яго («Тулуза»), опорник Флоран Муамба («Бастия»), форвард Ален Траоре («Лорьян», 17 голов в 32 матчах за сборную) и даже еще один Коне. Джакариджа работает волнорезом в «Эвиане» и, хотя родился в Кот-д’Ивуаре, выбрал буркинийскую сборную.
Кроме афрофранцузов, в топ-лигах у «жеребцов» играет только Джонатан Зонго. Он как раз один из тех, кто не даёт постоянно играть в основе Бифума, но тоже весьма нестабильный форвард. «Альмерия» – возможно, единственный клуб Примеры, существование в котором не говорит о классе игрока вообще ничего.
Непризнанный гений. Именно у сборной Буркина-Фасо очень много толковых игроков, оказавшихся на задворках большого футбола. Джонатан Питроипа стал лучшим бомбардиром отбора, был признан лучшим игроком предыдущего КАН – но нелёгкая занесла его в «Аль-Джазиру». Аристиде Бансе к 30 годам поиграл за 15 (!) клубов, среди которых и незабвенный «Металлург» Селюка – а сейчас покоряет ХИК. Ну а капитаном «жеребцов» является Шарль Каборе – умный и техничный центрхав «Кубани», приехавший в Краснодар после кучи титулов с «Марселем».
Страж ворот. Абдулае Сулама 35 лет, по возрасту он второй игрок турнира. В молодости он поиграл за турецкий «Денизлиспор», но с 2002-го работает в Африке. За его плечами выступления за клубы Алжира, Буркина-Фасо, а новый год Абдулае начал переходом в прославленный ганский «Хартс оф Оук». В составе ганского же «Асанте Котоко» Сулама выигрывал африканскую Лигу Чемпионов и принимал участие в клубном чемпионате мира.
Наставник. Паул Пут, часто представляемый как полный тёзка кровавого диктатора, до 50 лет играл и тренировал исключительно в Бельгии. Но в 2006-м он оказался замешан в скандале с договорными матчами и был дисквалифицирован федерацией на три года. Мощного бэкграунда, позволившего работать за рубежом, у Пута не было – пришлось идти тренировать в Африку, благо с футбольной Бельгией этот континент связан очень тесно. Пока получается: после работы в заштатной Гамбии последовало приглашение от «жеребцов», которых Паул довёл до финала КАН-2013. Это высшее достижение сборной Буркина-Фасо за всю её историю.