Ураган. Это слово первым ассоциируется не только с завершившимся матчем «янкиз» и «красных дьяволов», но и со всей стадии 1/8 финала. Сколько команд вообще предпочли оборону атаке? Бившиеся за историю Коста-Рика и Греция, с натяжкой Швейцария и Уругвай. Остальные, вплоть до получивших в соперники грандов Алжир и Нигерию, играли в атаку.
На FourFourTwo после каждого большого матча фиксируется показатель «самые частые передачи в матче». Обычно это ничего не значащий критерий, разоблачающий перепас двух центрбеков – но для «янкиз» самым распространённой парой были Брэдли и Демпси. Обострение, атака, игра первым номером – принципы, заповеди игровой модели Клинсманна. И если в клубе у него категорически (и катастрофически) не пошло, то сборные получаются на загляденье. Правда, Клинси сам понимает, что его экспрессия нуждается в балансе, уравновешивании спокойствием – и уже второй раз приглашает к себе в ассистенты умного немца с обширными тактическими знаниями.
Не так прост, как кажется, и Марк Вильмотс. Игра с США дала понять: Бельгия прибавляет от матча к матчу, к Аргентине она должна быть еще сильнее. Такой же прогресс намечен у «красных дьяволов» и в рамках отдельных поединков: каждую из четырёх игр они заканчивали лучше, чем начинали. Вильмотс перед стартом матча с Алжиром пишет на доске: «Матч нам выиграет скамейка!» и добивается своего. В Бразилии бельгийцы вели в счёте едва ли тайм игрового времени – зато вышедшие по ходу матча футболисты забили уже четыре гола (и еще дважды помогали забить партнёрам).
И вот еще что интересно. Игра Нойера на позиции либеро, удар Джемаили в штангу ворот Аргентины, сейвы Ховарда, Мболи и Бенальо слабо стыкуются в сознании со счётом, который в последних трёх играх привёл к овертаймам. 0:0, 0:0, 0:0 – но от экрана невозможно было оторваться, даже чтобы пойти заварить чай. В течение таймов не было голов, в течение длительных отрезков не было и моментов – но скорости и интенсивность по сравнению с УПЛ здесь просто на инопланетном уровне. Да и с ЛЧ и топ-лигами разница чувствуется – на мундиале гораздо меньше аналогов «Норвичей»/«Аустрий».
Тенденции вратарского чемпионата были продолжены
Предыдущий мундиаль, прозванный вратарским, состоялся в Италии 80 лет назад – тогда Рикардо Самора, Франтишек Планичка, Джанпьеро Комби покорили взыскательную публику больше всех. Чемпионат мира в Бразилии (правда, только второй; первый запомнили в том числе благодаря вратарскому ляпу) имеет все шансы стать вторым вратарским – здесь зажгли Очоа, Оспина, Браво и вот теперь Тим Ховард. Бородач отбил 15 ударов в створ при двух пропущенных – это настолько запредельный показатель, что даже сухой робот Whoscored расщедрился на десять баллов из десяти. Кстати, Куртуа также сверкнул как мог – так грамотно сыграть на выходе во время стандарта «янкиз» мог только очень классный вратарь.
Провал опорной зоны
Какой эпизод в игре был самым повторяющимся? Момент в одной штрафной, контратака, спустя десять секунд момент в другой. Опорники категорически не справлялись со скоростными атаками соперника, и встречать его приходилось в самом раннем случае защитникам. Витсель хороший футболист, но сегодня он слишком увлёкся подключениями к атакам. Джонс и Феллаини просто провалились: у опорника «Шальке» каждая третья передача вышла в ноги сопернику, а человек-микрофон запомнился больше фолами в атаке во время угловых.
Лукаку>Ориги
Форвард «Челси» (это выражение по отношению к Лукаку справедливо всего пару месяцев в году) невзрачно провёл групповой этап ЧМ и ожидаемо отправился на скамейку в первой игре плей-офф. Но быстро оказалось, что Ориги сыроват для игр в стартовом составе – для 19-летнего полурезервиста «Лилля» это первый серьёзный международный турнир. Лукаку вышел на овертайм – и напомнил, как суперсабил в «Весь Бромвиче», когда его в запасе оставлял Стив Кларк. Гол плюс пас сложно сравнивать с хет-триком «МЮ», но этого достаточно, чтобы показать, кто должен играть с Аргентиной.
Значимость джокеров в футболе возрастает…
Гол Шюррле в ворота Мболи стал рекордным 26-м, забитым после выхода на замену на ЧМ. Сегодня в овертайме забили свежие Лукаку и Грин – и если с рекордом по числу тех же волевых побед всё не так очевидно, то суперсабы должны задирать планку еще и еще. Как уже сказано выше, интенсивность в игре возрастает, и преимущество в свежести использовать всё проще. Вспоминая, как носились защитники «янкиз» два первых тайма, начинаешь понимать, почему они оставляли Лукаку так много пространства. В момент, когда Ромелу сделал кросс по правому флангу и отдал фактически голевой пас на де Брейне, он провёл на поле около сотни секунд. Упустивший его Беслер – около сотни минут.
…Как и значимость побед в группе
Все восемь команд, выигравшие свои группы в Лиге Чемпионов, проследовали в четвертьфинал крайнего розыгрыша турнира. Точно такая же ситуация повторилась и на мундиале. Выборка в 16 случаев достаточна, чтобы делать выводы? Значимость одной игры в футболе возрастает (здесь и ежегодные рекорды по набранным очкам в топ-лигах хорошо ложатся в строку), и просто так сливать третий/шестой матч в группе никто не будет. Команды, занимающие второе место в четвёрке, теперь действительно слабее победителей – в отличие от «Порту»-2004 и «Ливерпуля»-2005 – и итог их противостояния с первыми становится закономерен.