Фанатские ряды растут при помощи социальных сетей и за счет многолюдной Азии, конвертируясь в баснословные деньги, - пишет Инна Прядко в № 2 журнала Корреспондент от 18 января 2013 года
Более 8 тыс. км разделяют Пекин, где живет 34-летний виноторговец Энсон Мьюи, и Лондон, где обитает предмет его страсти - футбольный клуб Челси. Однако расстояние не мешает болельщику вот уже 16 лет делить все победы и поражения с любимой командой, в честь которой он даже назвал свою старшую дочь.
Еще в середине 1990-х Мьюи основал в Гонконге, где тогда жил постоянно, а сейчас продолжает вести бизнес, официальный фанклуб Челси. За эти годы его численность выросла с 30 до 1.000 болельщиков. Многие из них каждую неделю собираются в одном из пабов Гонконга, чтобы поддержать синих, как называют Челси в Англии.
В любом бизнесе значительное число клиентов означает долю рынка, определяет уровень прибыли. Так же и в спортивном бизнесе,в частности в футболе“Популярность клуба в Гонконге растет, так как за последние восемь лет [после покупки Романом Абрамовичем] он играет все лучше, - рассуждает Мьюи. - Мы [клуб] подписали известных игроков, к тому же Челси - самая элегантная команда в английском футболе”.
Сейчас неутомимый Мьюи помогает организовываться болельщикам Китая - он активно участвует в работе фан-клуба в Пекине и посодействовал созданию его филиалов еще в 12 городах Поднебесной.
У инициативного фаната на планете немало единомышленников. По данным немецкого консалтингового агентства Sport+Markt, специализирующегося в области спортивного маркетинга, в мире насчитывается 135 млн болельщиков Челси, что позволяет клубу удерживать четвертое место в рейтинге самых популярных.
Лидируют в этом списке английский Манчестер Юнайтед (354 млн болельщиков), каталонская Барселона (270 млн) и мадридский Реал (174 млн), а замыкает первую пятерку лондонский Арсенал (113 млн).
Барселона наиболее успешно конвертирует в прибыль любовь телезрителей: клуб получает около $ 240 млн в год за продажу прав на телетрансляции и немногим меньше - за торговлю брендом, включая сувениры с символикойТаким образом, только эти пять команд объединяют более 1 млрд жителей планеты. Оставаться сплоченной армии фанатов помогает интернет, в том числе - социальные сети. В виртуальном мире пальму первенства удерживает Барселона, собравшая в Facebook и Twitter более 42 млн сторонников изо всех уголков Земли. В 2012 году команда возглавила рейтинг The Social Star Awards - список самых активных и популярных футбольных клубов в соцсетях по версии специализированного портала StarCount.
Клубы недаром усердствуют в привлечении все новых болельщиков, подчеркивает профессор Ханс Уэстербик, директор Института спорта и активного образа жизни при австралийском Университете штата Виктория.
“Эти цифры [количество фанатов] чрезвычайно важны, - объясняет Корреспонденту эксперт. - В любом бизнесе значительное число клиентов означает долю рынка, определяет уровень прибыли. Так же и в спортивном бизнесе, в частности в футболе”.
К примеру, все та же Барселона наиболее успешно конвертирует в прибыль любовь телезрителей: клуб получает около $ 240 млн в год за продажу прав на телетрансляции и немногим меньше - за торговлю брендом, включая сувениры с символикой. А команды английской Премьер-лиги в сумме зарабатывают на правах на трансляцию более $ 1,5 млрд.
Активные фланги
Отель Crowne Plaza, расположенный на самой престижной улице арабского эмирата Дубай - шоссе Шейха Заида, - полгода назад превратился в своеобразный британский плацдарм. С начала футбольного сезона в здешнем пабе Harvesters регулярно собираются более полусотни членов новосозданного официального фан-клуба Манчестер Юнайтед в ОАЭ.
Местные болельщики не пропускают ни одного матча МЮ, гордится 30-летний Омар Отман, один из руководителей клуба. “Мы встречаемся в Harvesters, создавая атмосферу, после которой вы уже никогда не захотите смотреть футбол дома!” - восторженно рассказывает он.
Эти цифры [число болельщиков европейских топ-клубов]существенно выросли за последнее десятилетие как прямой результат цифровой медиареволюцииНеподалеку от Отмана и его компании, в пабе еще одного отеля на все том же шоссе Шейха Заида, не менее страстно болеет за своих любимцев Dubai Reds [Красные из Дубая] - местный фан-клуб английского Ливерпуля, собравший около 300 фанатов с Ближнего Востока, из Индии, Южной Африки, Австралии и Европы.
Грэхем Брамби, глава фансообщества, объясняет широкую географию тем, что современный Дубай - транзитный город, куда приезжают поработать люди со всех континентов.
Независимо от разницы во времени, расстояния и национальности, к Европе - футбольному сердцу мира - тянутся миллионы болельщиков планеты, разделяя эмоции тех, кому посчастливилось поддерживать команду на стадионе.
“Эти цифры [число болельщиков европейских топ-клубов] существенно выросли за последнее десятилетие как прямой результат цифровой медиареволюции”, - говорит Уэстербик.
К примеру, в первом официальном фан-клубе мюнхенской Баварии в Нью-Йорке, основанном в 2012 году, состоят 40 членов, в то время как его Facebook-страница объединяет около 1 тыс. поклонников команды, рассказывает основатель сообщества Матиас Шмитт.
А японский медик Масаико Фудзинага, который уже 20 лет болеет за Челси и основал в Токио первый в Японии фан-клуб синих, благодаря интернету поддерживает тесные связи с зарубежными единомышленниками.
В первом официальном фан-клубе мюнхенской Баварии в Нью-Йорке, основанном в 2012 году, состоят 40 членов, в то время как егоFacebook-страница объединяет около 1 тыс. поклонников командыНедавно, в декабре 2012 года, команда приезжала в Японию для участия в клубном чемпионате мира. По такому случаю Фудзинаге поручили организовать вечеринку для двух сотен болельщиков Челси, прибывших из разных стран.
Организационные хлопоты стоили японцу усилий, однако он был вознагражден: руководство Челси пригласило Фудзинагу сфотографироваться с кубком Лиги чемпионов в руках.
“Лишь мне было позволено коснуться кубка и поднять его - в знак признания многолетних усилий во имя команды”, - с гордостью заявил Корреспонденту 55-летний медик.
Ведущие клубы охотно поощряют своих сторонников, ведь любовь болельщиков - залог доходов команды, если не брать во внимание личные средства владельца, перепродажу игроков и призовые за участие в еврокубках. Львиную долю денег приносит продажа прав на телетрансляцию, торговля атрибутикой, билетами и абонементами на стадионы, а также членские взносы фанатов в некоторых клубах.
Так, самый богатый клуб мира, мадридский Реал, в 2011 году заработал почти $ 630 млн, из которых 38% ему принесли ТВ-права, а 36% - торговля брендом, включая продажу атрибутики. Эти деньги обеспечила ему фанатская любовь, уверены эксперты.
Львиную долю денег приносит продажа прав на телетрансляцию, торговля атрибутикой, билетами и абонементами на стадионы, а также членские взносы фанатов в некоторых клубах.Причем армия болельщиков европейского футбола сегодня существенно увеличивается за счет дальних стран: половина всех фанов МЮ приходится на АзиатскоТихоокеанский регион.
С середины 2000-х клубыгранды в межсезонье регулярно выезжают с товарищескими матчами далеко за пределы континента. К примеру, летом 2012-го Челси радовал американских болельщиков матчами с итальянским Миланом и французским ПСЖ, Ливерпуль сыграл в США с Тоттенхемом и Ромой, в Канаде - с Торонто.
А в азиатских и ближневосточных странах с “показательными выступлениями” прошлым летом побывали англичане - МЮ, Манчестер Сити, Арсенал, итальянские Ювентус, Интер и Наполи, немецкий Гамбург.
Такие матчи чрезвычайно популярны среди местных болельщиков, для большинства из которых это редкий шанс увидеть своих кумиров вживую. Так, в июле 2011 года, рассказывает Мьюи, только его фан-клуб продал 2,5 тыс. билетов на две игры Челси, проходившие в Гонконге.
“Английские клубы первыми начали борьбу за азиатский рынок, - анализирует Джон Дуэрден, британский футбольный обозреватель, редактор сайта Kick оff Asia, более десяти лет живущий в Южной Корее. - Грандам из Италии и Испании понадобилось время, чтобы понять, что эти туры - исключительно рекламные акции, приносящие приемлемые деньги, но гораздо более важные в плане закладки фундамента [доходов и поддержки] на будущее”.
В азиатских и ближневосточных странах с “показательными выступлениями” прошлым летом побывали англичане - МЮ, Манчестер Сити, Арсенал, итальянские Ювентус, Интер и Наполи, немецкий Гамбург.Поэтому сегодня традиционные атрибуты зарубежных гастролей топ-клубов - доступные для интервью звезды, тренировки с кумирами для детей, терпимость и улыбки в ответ на банальные вопросы, подчеркивает Дуэрден.
Теперь же, с развитием онлайн-медиа и ростом проникновения интернета, клубы получили еще один канал прямой связи с болельщиками и активно используют эту возможность, напоминает Уэстербик.
Так, в июне 2012 года Барселона презентовала веб-страницу на китайском языке. Манчестер Сити размещает на своем сайте ссылки на все любительские блоги и фан-сообщества, посвященные команде. А недавно клуб представил уникальную Карту фанов МанСити - веб-страницу, где с помощью сервиса Google Earth можно найти болельщиковединомышленников в любом городе мира и добавить к ним себя.
Двенадцатый игрок
Дистанционные болельщики - особая категория фанатов, отличающаяся от местных фан-сообществ, сравнивает Уэстербик.
Эксперт напоминает, что большинство таких поклонников футбола имеют минимальные шансы увидеть любимую команду на стадионе, а потому становятся активными потребителями всего, что помогает им выразить свою приверженность клубу, - медиапродукции, символики и прочих товаров.
Большинство таких поклонников футбола имеют минимальные шансы увидеть любимую команду на стадионе, а потому становятся активными потребителями всего, что помогает им выразить свою приверженность клубу“Я ношу футболки Челси дома и сплю в них, каждый сезон покупаю клубные свитеры для себя и дочерей, - рассказывает Мьюи, пекинский фанат Челси. - Я готов тратить деньги, если это разумные суммы, чтобы поддержать клуб”. Прошлой весной он не пожалел средств, чтобы слетать из Пекина в Мюнхен на финал Лиги чемпионов.
В свою очередь, социальные сети укрепляют страсть заокеанских болельщиков и дарят фанам ощущение причастности к жизни клуба, возможность быть услышанными и веру в то, что их голос хоть немного значим, подчеркивает Уэстербик.
“Это делает их [болельщиков] преданными клубу, ведь вы не подведете сообщество, частью которого являетесь и которое делит с вами великую страсть”, - объясняет эксперт.
Стив Атийе, медик-исследователь из канадского Монреаля и поклонник мюнхенской Баварии, рассказывает, что местный фан-клуб команды начался как раз со страницы в Facebook. Затем, отправив заявку в Германию, болельщики основали в Монреале официальное сообщество и сайт, где обсуждают и анализируют все матчи клуба.
Теперь Атийе и его единомышленники лелеют мечту совместно отправиться в Германию - так они точно смогут рассчитывать на билеты на стадион, что не всегда удается одиночному болельщику, рассказывает бывавший в Мюнхене Атийе.
Единение фанатов еще не исчерпало себя, и прирост болельщицкой армии будет длитьсяВ свое время именно после такого перелета, увидев игру Барселоны вживую, уроженец техасского Далласа Дэвид Гуд, некогда поклонник американского футбола, окончательно отдал сердце каталонской команде. Основанный им в Далласе фан-клуб за три года разросся до 1 тыс. членов - это второе по численности фан-сообщество Барселоны в мире. В два с половиной раза больше болельщиков общаются на странице в Facebook, причем далеко не всегда это американцы.
“Неважно, из Лондона вы, или из Токио, или из Небраски [штат США] - история всегда одинакова, - резюмирует Гуд, ежемесячно принимающий в свой клуб 10-20 новичков. - Да здравствует Барса, величайшая команда в мире!”
Международное фан-движение подогрела и глобализация футбола, считает Стивен Пауэл, один из руководителей Федерации футбольных болельщиков Англии и Уэльса. Он напоминает о недавнем “массовом исходе” лучших игроков со всех континентов в европейские клубы. Так, если в 1978 году лишь один футболист сборной Аргентины играл в Европе, то в 2010-м, напротив, родной чемпионат представляли только шесть из 23 аргентинских “сборников”.
Единение фанатов еще не исчерпало себя, и прирост болельщицкой армии будет длиться, прогнозирует Уэстербик. По его мнению, этому способствует сама суть футбола - первопроходца массового спорта, чья привлекательность позволяет ему удерживать мировое лидерство.
Теперь популярность этого спорта охватила и страны третьего мира, констатирует Уэстербик, ведь болеть, играть в футбол, иметь национальный чемпионат значит принадлежать к развитому миру.
“Нет другого спорта, который предлагал бы такую возможность лучше, чем футбол, - убежден эксперт. - Поэтому игра продолжит править спортивным миром”.
***
Этот материал опубликован в №2 журнала Корреспондент от 18 января 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.