Вы, конечно, видели эти моменты, а если не видели, то слышали про них. Эдуард Малый натворил дел в Махачкале, показав Кириллу Комбарову на одну желтую карточку, чем следовало бы, а Дмитрию Комбарову – не показав вообще, непонятно за что назначив штрафной в сторону ворот «Спартака» на последних минутах и дав желтую Сергею Песьякову за затяжку времени, когда тот мучился травмой и не мог ввести мяч в игру. Сергей Карасев в Петербурге поставил в ворота «Кубани» пенальти за то, что мяч с трех метров попал в прижатую руку.
Текущий сезон РФПЛ буквально под завязку набит самыми страшными судейскими ошибками – рефери Вилков показывает желтую карточку не тому игроку и удаляет человека за второе предупреждение, рефери Еськов и его помощник видят офсайд, который кроме них не видит никто; люди ставят пенальти за фолы перед штрафной и дают штрафные за фолы внутри нее; а тут еще и Малый с Карасевым. Это, в общем-то, апокалипсис российского футбола – судьи, не понимая, не успевая и неверно оценивая, творят, что хотят. Выигрывает не тот, кто лучше готов, и не тот, кто сильнее, а тот, в чью сторону меньше всего ошибаются судьи – кажется, такая точка зрения сейчас будет самой расхожей.
Безусловно, неквалифицированное судейство портит картину любого первенства, и Премьер-лига здесь не является исключением. Здесь стоит оговориться, впрочем – не предвзятое судейство, когда корпус рефери убивает одну или другую команду, а именно что неквалифицированное. Разговор же идет в около- или просто футбольных терминах, а не уголовных.
Российские игроки и руководящие лица клубов постоянно пеняют на прогрессивный Запад, где арбитры являются невинными агнцами и судят матчи без ошибок вообще. За рубежом играют в кристально честный и прекрасный футбол на ромашковых полях – ой, на идеальных газонах да перед постоянными аншлагами. Но это не так – в любой стране есть свои Крис Фой или Фил Дауд, а главной иллюстрацией судейских ляпов с 2006 года выступает не Валентин Иванов, а Грэм Полл, трижды предупредивший Йосипа Шимунича. В Испании дела еще хуже – и не только стараниями одного лишь Итурральде Гонсалеса: например, Матеу Лаос в августе получил похвалу от Жозе Моуринью, назвавшего его судьей, который дает командами играть, а в октябре наделал дел в матче «Севильи» с «Барселоной».
Судьи ошибались и ошибаются везде и всюду – это, в общем, данность, которую ФИФА старательно культивирует в футболе, занимая позицию, согласно которой судейские ляпы являются отражением такой милой и такой винтажной человечности в футболе. Жуткая ошибка Хорхе Ларрионды сдвинула дело с мертвой точки в вопросе определения гола, однако и без этого, как показывает практика, у арбитров полно неточностей. Любой подкат и любое единоборство, как показывает та же работа Малого в Махачкале, можно трактовать совершенно по-разному, в зависимости от настроения конкретного судьи в конкретный момент.
Однако Ларрионда с его эпическим ляпом судит на чемпионате мира, а Малый и его коллеги по РФПЛ – нет. Российские судьи уже давно не котируются на европейской арене, получая в еврокубках лишь не самые заметные матчи каких-нибудь не очень важных стадий. Исключением здесь выступает разве что Владислав Безбородов, два сезона назад вышедший в четвертьфинал Лиги Европы на матч «Вильярреала» с «Твенте» – но в той же Лиге чемпионов он работал покамест лишь на играх групповых стадий. Собственно, и сам Роберто Розетти называет Безбородова в числе сильнейших российских арбитров.
В числе двух сильнейших российских арбитров. Второй фигурант этой пары – Сергей Карасев, в субботу убивший «Кубань» своим неправильным пенальти.
Ситуация аховая, конечно. Клуб может потратить огромные деньги на новый стадион, на новую школу или на нового звездного игрока, а потом попадется на глаза Эдуарду Малому – и на ровном месте лишится очков, которых ему может не хватить до более высокой строчки. Самое страшное, что не очень ясно, что с ней делать – все эти постоянно ошибающиеся люди являются новым поколением российских судей, которому еще работать и работать на матчах РФПЛ. То есть, других арбитров у нас вскорости не будет – по крайней мере, не будет в большом количестве.
Проще говоря, все плохо – и в ближайшее время не будет хорошо. Это не попытка свалить с больной головы на здоровую и очернить неплохих судей вместо того, чтобы разбирать ужасную игру «Спартака» в защите, или низкую результативность «Терека», или неодолимую приверженность Курбана Бердыева строительству крепостей. Нет, с судьями действительно все плохо, и ругают их игроки и клубы не просто так, силясь спасти лицо. В каждом чемпионате есть свой Крис Фой или Фил Дауд, но в России их, такое впечатление, большинство – раз уж сам Розетти говорит, что в стране есть только два сильных арбитра, и тут же один из этих двух совершает ошибку, напрямую повлиявшую на результат матча.
Получается, единственный выход сейчас – это сказать себе, что судьи тоже люди и им тоже свойственно ошибаться, и терпеть, терпеть, терпеть в надежде на то, что когда-нибудь будет лучше. Это ведь очень российская, если вдуматься, история: судьи плохие, но деваться нам некуда; только если вместо ВАЗовской машины вы можете купить иномарку, а вместо Геленджика поехать отдыхать на Пхукет, то судьи футбольные с вами будут всегда.
Смиритесь.