Ушел из жизни Андрей Баль
В последние годы он работал в клубе тренером-селекционером.
ФК "Динамо" Киев с прискорбием извещает, что сегодня, 9 августа 2014 года, на 57 году жизни скончался Андрей Михайлович Баль.
Сердце известного футболиста перестало биться прямо на футбольном поле, когда Андрей Михайлович принимал участие в очередном матче ветеранов.
Ушел из жизни прекрасный человек, выдающийся футболист. В составе киевского "Динамо" Андрей Баль четыре раза побеждал в чемпионате СССР и четыре раза в Кубке СССР, становился обладателем Кубка кубков УЕФА. В составе сборной СССР выступал на Кубке мира-1982, в составе юниорской сборной СССР становился чемпионом мира и чемпионом Европы.
В последние годы Андрей Баль работал в структуре ФК "Динамо" - сперва ассистентом тренера, затем тренером-селекционером.
Футбольный клуб "Динамо" (Киев), вся футбольная общественность страны, скорбит по поводу невосполнимой потери и выражает соболезнования родным и близким.
Но Баль оставил заметный след не только на Родине, но и в одной далекой жаркой стране.
В Израиле Баль заслужил не менее легендарный статус, чем в Украине, и на Земле Обетованной знали его и как великолепного игрока, отыгравшего три сезона за лучшие израильские клубы, и как компетентного помощника главного тренера, приложившего руку к созданию одной из лучших команд в истории израильского футбола. Но статус легенды в Израиле он заслужил не только достижениями на футбольном поле, но и благодаря своему характеру, дружелюбию, доброте и юмору. Он быстро выучил иврит и говорил на этом языке на удивление бегло и правильно, он всегда умел подбодрить игроков шуткой или поучительной историей, он выражал полную поддержку и солидаризировался с израильтянами во время различных потрясений и чрезвычайных событий, которые в этой стране случаются чуть чаще, чем постоянно. Он сумел понять менталитет израильтян и стать своим в доску в Израиле, при этом оставаясь украинцем. Именно поэтому в Израиле продолжали следить и за его тренерской карьерой в Украине, отмечая его достижения и провалы. Именно поэтому израильские журналисты часто звонили ему в Киев, желая узнать его мнение о событиях в израильском футболе и об украинских соперниках израильских клубов. Именно поэтому его чуть ли не официально поздравляли в эфире израильского спортканала после выхода Украины в четвертьфинал, радуясь достижению еще одного бывшего легионера как своему.Но в том-то и дело, что Баль не был "еще одним хорошим легионером в израильском футболе". Он был своим. И журналисты знали кому звонить, ведь Баль на своем беглом и хорошем иврите, который не забыл и через десять лет после того как покинул Израиль, всегда изъяснялся четко, анализировал, не пытался юлить, а говорил умно и по существу.
И не просто так сообщения о смерти "еще одного легионера" заняли первые полосы крупнейших израильских спортивных сайтов, а соболезнования семье покойного высказали все сколь-нибудь значимые персоны израильского футбола.
В Израиле Баль отыграл три сезона в разных тель-авивских командах, которые тогда были ведущими в стране. И в "Маккаби", и в "Бней-Иегуде" был игроком стартового состава и одним из лидеров. На его счету всего семь забитых мячей, но он всегда славился не голами, а профессионализмом, рассудительностью и самоотверженностью. Именно таким игроком его запомнили на полях Лиги Леумит. Ицик Зохар, игравший с ним в "Маккаби", а затем поигравший и в Англии, вспоминает: "Он был одним из интеллигентнейших игроков, которых я только видел.
Следить за его игрой, за тем, как он читает игру, и как быстро и верно мыслит на поле, было наслаждением. Кроме этого он был очень приятным человеком, отлично вел себя в раздевалке, обладал чувством юмора, был очень добр и мягок". А тогдашний глава "Бней-Иегуды" называл его "примером для всех, особенно молодых, интеллигентом на поле и вне его". Тренер "Маккаби" тех времен Цвика Розен рассказал: "Когда Баль приехал к нам, мне сказали просмотреть его на нескольких тренировках. На это я ответил, что это он должен просматривать нас, а не мы его. Он здоров и этого достаточно. Его спортивное образование было великолепным. Он был настоящим спортсменом, примером для подражания, кроме того отлично говорил на иврите и стал другом Израиля, принимая живейшее участие в судьбе страны и всегда поддерживая нас". Его связь с Израилем и языком отмечал и еще один партнер Андрея Михайловича по "Маккаби" Эли Дрикс, добавив, что они несколько раз встречались в последние годы, и Баль всегда был в отличной физической форме и был здоров, что делает известие о его внезапной кончине еще более шокирующим. Те же эпитеты (интеллигент, профессионал, джентльмен, настоящий спортсмен и пример для всех) в адрес умершего можно услышать и от других знакомых с ним израильтян.
Кстати, интересно отметить и высказывание футбольного агента Бориса Нормана, заявившего, что позавчера встречался с Балем в Киеве, заметил, что он плохо выглядит и посоветовал беречь себя и не подвергать здоровье опасности, на что Андрей Михайлович отмахнулся, заявив, что его просто беспокоят зубные боли. В Израиле с титулами у Баля не сложилось. Сезон 1990-91 был для "Маккаби" провальным, а с "Бней-Иегудой" в следующем сезоне Баль занял второе место, уступив... тому же "Маккаби". Правда, был выигран Кубок Тото, что-то сродни Кубка Лиги, только без путевки в Еврокубки для победителя. Он собирался и далее продолжать карьеру игрока, но получил "предложение, от которого нельзя отказаться", как в финансовом, так и в профессиональном плане, и стал ассистентом главного тренера хайфского "Маккаби".
И уже в сезоне 1993-94 "Маккаби" выиграл Чемпионат, проведя сезон без единого поражения (в 39-ти матчах), набрав рекордные 95 очков и забив рекордные 97 мячей. Та команда, в которой блистали будущие старожилы АПЛ и Ла Лиги Эяль Беркович и Хаим Ревиво, а также будущий лучший бомбардир израильской лиги всех времен Алон Мизрахи, демонстрировала яркую атакующую игру и осталась в памяти как лучшая команда в истории израильского футбола. В том же сезоне хайфские "зеленые" чуть не выбили из розыгрыша Кубка Кубков грозную "Парму" Невио Скалы и Дзолы, Бролина, Асприльи и Сенсини, обыграв итальянцев в гостях и проиграв лишь в серии пенальти.
Затем он был назначен ответственным за все молодежные команды клуба, начиная с детских (всего под его крылом находились 12 команд). Здесь он "довел до ума" несколько юных талантов, которые позднее играли много лет в "Маккаби" и стали легендами этого клуба, таких как Нир Давидович и Янив Катан (имена, известные каждому израильскому болельщику). Поработав пару лет на этой должности, получил возможность стать главным тренером, но в герцлийском "Маккаби" и рамат-ганском "Ха-Коахе", аутсайдерах лиги тех лет, не преуспел и решил вернуться в Киев.
Андрея Михайловича Баля будут помнить не только в Украине, но и в стране, ставшей его второй Родиной. Не по официальным документам, поскольку израильский паспорт он так и не получил. Но по зову сердца. יהי זכרו ברוך Да будет благословенна его память.