
От Тур де Франс 2010 ждали многого. Кто-то грезил увидеть, как легко упорхнет от всех Контадор, кто-то мечтал созерцать в желтой майке в Париже расплывающегося в лучезарной улыбке Энди Шлека, а кто-то и вовсе самонадеянно считал, что круче Армстронга почти в 39 всё равно никого из молодых не найдется. Именно эти трое заказывали музыку в прошлом году, и, несмотря на весьма солидные разрывы в генерале, она была что надо. И хотя подиум на Елисейских полях теперь не досчитался лишь великого Ленса, настоящего искрометного и захватывающего шоу на Большой петле мы так и не дождались.
Это была колоссальная интрига, огромное напряжение и отчаянная борьба - все что угодно, но только не шоу, после которого простому обывателю перед телевизором хотелось бы вскочить со своего кресла и неистовым криком погнать «своего» гонщика вперед, сколь бы странным это не показалось окружающим. Нет, этот Тур отнюдь не был предсказуем или скучен, однако ему не хватило препятствий, которые могли бы окончательно и бесповоротно ответить на вопрос «кто есть кто?» - единственного финиша на вершине высшей категории Le Tourmalet совершенно явно оказалось недостаточно.
Сюрприз Тура
С повешенным на гвоздь велосипедом Ришара Виранка ушли и упрямо не хотят возвращаться времена, когда гонщики страны-организатора Тура борются за самые высокие места в генеральной классификации. В этом году ситуация не особо изменилась - лучший из французов, Джон Гадре, оказался только девятнадцатым. Внимание привлекает другое - на прошедшей Большой петле на счету трехцветных оказалось сразу шесть побед, а ведь доселе в новом столетии им ни разу не удавалось добыть и больше трех. А если вспомнить, что ещё и гороховая майка горного короля досталась Антони Шарто, то можно смело утверждать - французские дела налаживаются.
Против лома нет приема
В этом году организаторы обделили гонщиков количеством этапов с раздельным стартом - их было всего два, причем первый из них выступал лишь в качестве восьмикилометрового пролога. Действующий олимпийский и мировой чемпион в этом виде программы Фабиан Канчеллара по этому поводу, несомненно, расстроился, но не настолько, чтобы пропустить на свою законную территорию нежданных гостей. В результате - две убедительных победы швейцарского мастера, хотя огромный прогресс молодого немца Тони Мартина, вне сомнений, ещё не скоро даст ему возможность расслабиться и спокойно почивать на лаврах.
Преграды Тура
Как и организаторы Джиро д'Италия, Кристиан Прюдомм и компания решили добавить своей многодневке перца, придав одному из этапов первой недели всех отличительных черт весенних классик. И если в Италии мы знакомились с белыми дорогами (точнее, с серыми и грязными - в условиях дождя), то на Туре всё было ещё веселее - гонщикам пришлось преодолевать мини Париж-Рубе с 7-ю участками далеко не идеально уложенной брусчатки. Впрочем, впечатления были идентичны - по такому рельефу профессионал уметь ехать обязан, но в рамках трехнедельной гонки - это перебор. Так, именно там Тур потерял одного из своих самых звездных горовосходителей Фрэнка Шлека, который сломал ключицу. Впрочем, основные нарекания гонщиков пришлись на второй этап, который выиграл Сильвен Шаванель - тогда на спуске упал едва ли не весь пелотон, посему неудивительно, что на финише вместо эффектного спринта болельщики могли понаблюдать лишь за акцией протеста спортсменов.
Кэвендиш Тура
15 побед на этапах Тура за три года - а ведь этому британскому парню всего на всего 25. Он может быть нестабильным в результатах, острым на язык и настоящим хамом на трассе, однако не признать очевидного нельзя: Марк Кэвендиш - великий спринтер современности.
Бодание Тура
Для победы - все средства хороши. А если для победы напарника по команде - то и подавно. Но Марк Рэншоу из «Коламбии» переусердствовал: вероятно, возомнив себя быком, австралиец на скорости под 70 километров в час трижды ударил головой Джулиана Дина из «Гармина» и досрочно был снят с соревнований. Впрочем, на том этапе победу одержал именно Кэвендиш, так что свою миссию Реншоу вполне может считать выполненной.
Характер Тура
После 8-го этапа в желтую майку облачился австралийский велогонщик Кэдел Эванс. Тогда он буквально сиял от счастья, однако уже на следующем этапе был обнаружен на финише аж в восьми минутах от победителя. Причина оказалась проста - весь этап Эванс провел с переломом в локтевой кости, который был диагностирован в день отдыха. Несмотря на боли, Эванс не сдался - он таки добрался до Парижа, а в генеральной классификации занял 26-ое место.
Прощание Тура
Ленс Армстронг уже во второй раз заявляет о своей последней Большой петле в карьере, однако на этот раз повода не верить семикратному обладателю желтой майки нет - время Ленса позади, однако чтобы достичь его высот молодежи ещё работать и работать. На этом же Туре Ленс в основном запомнился лишь скитанием по отвалам, одной неудачной попыткой взять на прощание этап, а также странным штрафом, наложенным на всю его команду за то, что на последнем этапе он с партнерами, заранее не предупредив комиссаров гонки, сменил дизайн формы. Как сказал в сердцах Йохан Брюнель, комиссарам гонки дан мозг и, иногда, он нужен для того, чтобы думать. Учитывая, какая атрибутика была на новых майках «Радиошак» - огромная цифра 28 на черном фоне в качестве поддержки тех 28 миллионов людей на планете, которые живут со страшным диагнозом рак, с бельгийским руководителем команды сложно не согласиться.
Возвращение Тура
Алессандро Петакки не выходил на старт Большой петли с 2004 года, когда ему было суждено провести в пути всего пять этапов, а затем бесславно сойти. Откровенно говоря, перед стартом были большие сомнения по поводу готовности лидера «Лямпре»: на недавней Джиро, где уровень соперничества все же пониже, Але-Джет не показал ровным счетом ничего серьезного, а на Тур был заявлен фактически в отсутствии других достойных альтернативных вариантов. Но уже на первом этапе все переживания ушли куда то далеко - как в старые добрые времена, 36-летний Алессандро в красивом стиле выиграл спринт у всех своих оппонентов, попутно захватив и зеленую майку лучшего гонщика по очкам. По ходу дистанции он успел на время её потерять, однако незадолго до Парижа ценная награда вновь нашла широкие плечи своего героя. Кроме того, Петакки записал на свой счет ещё и победу на четвертом этапе, так что Италия должна гордится своим любимцем - на Тур де Франс 2010 под её флагом побеждал только он.
Противостояние Тура
Есть предчувствие, что битва Контадора и Шлека младшего - это главная история не только этого сезона, но и далеко не одного последующего. То ли это Контадор настолько здал, то ли Шлек столь резко прибавил, но двух главных дуэлянтов Тура 2010 после более чем трех тысяч километров пути вместо прошлогодних пяти минут разделили каких-то 39 секунд. Каждый считает по-своему и обещает быть убедительнее в году следующем, но единственное, чего хотелось бы пожелать обоим - чаще и активнее атаковать и принимать судьбоносные решения лично, а не хладнокровно выполнять указания из наушников. Уже давно ходят настойчивые разговоры, что самое время лишить гонщиков радио - мол, тогда и посмотрим, кто на что горазд. В любом случае, от такого решения в плане зрелищности Тур выиграет десятикратно.
Слова Тура
«Этот Тур потребовал много усилий, особенно психологических, так как я не был на своем лучшем уровне, - признался Альберто Контадор после завершения соревнований. - Все три моих победы очень были очень разными. В первый раз, в 2007 году, было что-то особенное. Именно потому, что было впервые. В прошлом году, рассматривая гонку в контексте отношений в команде, было трудно, что сильно осложняло мои действия. А в этом году у меня были сложные моменты, связанные с личной формой, но теперь я мог полностью рассчитывать на поддержку сильной команды».
«Теперь я счастлив наслаждаться этой победой и намерен провести отличный отпуск», - добавил победитель. Как все уже знают, времени в том самом отпуске он не терял - спортивный директор датской команды «Саксо Банк» Бьярне Риис официально объявил о подписании контракта с Контадором на ближайшие два сезона. Но это будет уже совсем другая история, которая начнется только первого января. А пока на устах его фанов лишь одно: «Gracias, Alberto!».