В отличие от нескольких предыдущих битв Виталия, он дал массу пищи для размышлений о дальнейшей судьбе.
Еще за пару месяцев до начала боя недоумение среди украинских поклонников бокса вызвало объявление о том, что бой будет происходить именно в Москве. Изначально-то задумывалось, что Виталий будет боксировать на НСК Олимпийский в Киеве. Что бы кто ни говорил, но выбор места для, вероятно, последнего боя для великого украинского боксера в столице соседнего государства, с которым у нас весьма сложные геополитические отношения, выглядел несколько странно.
Среди любителей бокса ходили слухи, что Виталию попросту “не дали” провести бой в Киеве определенные политические силы. Никому, мол, не нужна такая яркая реклама конкурента за место в Раде или, возможно, за место мэра украинской столицы. Очередная победа, может быть даже нокаутом, красивый чемпионский уход из бокса и пламенная речь напоследок на главной Арене страны – это действительно мощный пиар, намного серьезнее каких-то там биллбордов на обочине с очевидно невыполнимыми обещаниями. Впрочем, это всего лишь слухи.
По правде говоря, имя соперника Виталия и его профессиональные способности на фоне географических и политических вопросов, связанных с боем, интересовали публику намного меньше. Чарр выглядел крепкой темной лошадкой, с прекрасным соотношением побед к поражениям 21-0 над малоизвестными для широкой публики соперниками (кроме, пожалуй, нашего Тараса Биденко). Но не более того – сириец по крови, ливанец по месту рождения, немец по гражданству и по боевому духу для чемпионского титула слишком молод, малоопытен и никогда не боксировал за пределами Германии с Австрией. Да и вообще, такая уж сложилась ситуация в современном тяжелом весе, что о тебе могут по-настоящему услышать только в том случае, если ты публично оскорбишь доминирующих братьев Кличко или влепишь кому-то из них пощечину на пресс-конференции.
К вопросу раскрутки поединка организаторы боя подошли чрезвычайно серьезно. Многочисленные пресс-конференции, реклама в СМИ и несколько нестандартный ходов, вроде тренировки обоих боксеров на свежем воздухе в московском парке Красная Пресня, должны были дать результат. Как оказалось, не дали - ночью 8-го сентября в зале Олимпийского было достаточно пустых мест на трибунах, что для боев Кличко достаточно непривычно. Быть может, сказалось отсутствие уже обыденных скандалов и грязных обвинений перед боем, к которым так любят прибегать современные джентльмены из Великобритании, но до которых не опустился Мануэль Чарр, который вел себя до боя и после него весьма достойно.
Если быть откровенным, то какой-то особенной ауры «большого бокса» в зале Олимпийского не чувствовалось. Москва достаточно равнодушно восприняла бой украинской легенды с молодым немецким боксером – львиную часть зрителей в зале составляли представители украинской диаспоры и, что не удивительно, немецкие функционеры и журналисты. Немалую роль в этом сыграло и то, что бой Виталия начинался аж в 01.00 по московскому времени – эта жертва в угоду интересам немецких телезрителей намекнула любителям бокса из Белокаменной, что этот вечер бокса организовывается немного не для них.
Разогревочные бои с участием российских боксеров немного развлекли публику перед главным поединком, но говорить об особом энтузиазме, опять-таки, не приходилось. Украинскую делегацию больше всего интересовал женский бой, в котором наша соотечественница Ирина Барташ противостояла именитой Светлане Кулаковой. К сожалению, достаточно уверенную победу одержала российская спортсменка. Не меньший энтузиазм у зрителей вызвали эффектные ринг-герлз, которые не только выносили таблички номерами раундов, но также, как оказалось, обладали навыками пения и танцев.
Анонсированное предбоевое исполнение Натальей Кличко песни Селин Дион , по правде говоря, несколько смущало. Жена Виталия, без всяких сомнений, являет собой прекрасный пример спутницы жизни для успешного боксера и политического деятеля, но вот о ее певческих талантах широкая публика раньше не слышала. Поддержка поддержкой, но риск был велик - в случае не самого удачного исполнения песни злые языки и ненавистники Братьев оторвались бы на славу: «пропихнул, мол, женушку на сцену». Ведь, в самом деле, если уже допускать возможность творческой самореализации родственников-непрофессионалов перед боем, то зачем ограничиваться одной лишь любимой женщиной: пусть бы Владимир станцевал зажигательный гопак перед боем, а в перерывах между раундами нужно было дать и команде Чарра исполнить что-нибудь из сирийского народного творчества.
Слава Богу, Наталья выступила весьма достойно и поводов для дополнительной критики Виталия не дала.
Главное зрелище вечера неуклонно приближалось. И вот, наконец-то, под спецэффекты и музыку на ринг вышли главные действующие лица вечера. Виталия Кличко, сопровождаемого немаленьким дирижаблем с его именем под привычные Hells Bells от AC/DC, публика встретила бурными овациями, в то время как его соперник получил чествования куда более скромные. К сожалению, московские зрители весьма неохотно поднимали свои афедроны под гимны Германии и Украины, что, слава Богу, не испортило торжественности момента.
Вашему вниманию предлагается полная видеозапись боя:
Сам бой оказался неожиданно интересным. Несмотря на пассивность Чарра в первом раунде, Мануэлю удалось немного попрессинговать Виталия и мальчиком для битья он явно не выглядел. Как он и не выглядел парнем, который приехал упасть в нужном раунде, чтобы получить свои деньги. Несмотря на то, что Виталий все время уверенно контролировал ход поединка и отправил Чарра в нокдаун, его будущая победа не смотрелась настолько очевидной, как мы все привыкли в последнее время при просмотре боев старшего из Братьев. Опыт, конечно, колоссальный, но физические кондиции уже не те, и в поздних раундах ситуация могла бы усугубиться.
Во время отчаянного штурма Чарра в третьем раунде мелькнула мысль: а что было бы, окажись на ринге вместо молодого немца, скажем, всем известный Дэвид Хэй? Скандальный британец показал прекрасную форму в недавнем захватывающем поединке против своего соотечественника Чисоры. Слегка даже передернуло от мимолетного видения того, как легенда украинского бокса пытается встать из нокдауна на ринге в центре Москвы в своем последнем бою.
Несколько скандальный результат боя (спорный технический нокаут в четвертом раунде), несомненно, сыграл на руку молодому боксеру из Германии сирийского происхождения. За один вечер из малоизвестного, хотя и перспективного боксера, он отлично зарекомендовал себя и внезапно превратился в человека, который смог дать бой одному из величайших тяжеловесов 21-го века.
Кличко же оказался в несколько щекотливой ситуации. Последний бой Виталия очень напоминает последний бой Льюиса с ним самим в 2003-м году, когда бой тоже был остановлен из-за рассечения на лице украинца, который был готов продолжать бой. Требования Чарра на пресс-конференции о матче-реванше в данной ситуации не так уж и бессмысленны, ведь девять лет назад Виталий сам требовал реванша в подобной ситуации. Несмотря даже на то, что, в отличие от боя с Льюисом, уходящий фаворит совершенно явно вел по очкам, фанаты Чарра и ненавистники Виталия имеют какое-то право обвинить его в «двойных стандартах».
Не самая убедительная победа над Чарром, место проведения боя и полемика после его завершения еще больше обострили дискуссии касательно возможных путей завершения карьеры Виталия Кличко.
To be continued?
Очередная победа Виталия Кличко в этот раз дала намного больше вопросов, чем ответов.
1.Способен ли физически Виталий Кличко, учитывая возраст и необходимость уделять огромное количество времени политике в ущерб тренировкам, выиграть еще один бой у действительно сильного соперника, а не у какого-нибудь подставного «мешка»?
В период с 2008-го по 2012-й годы, вернувшись в бокс после проигранных выборов мэра Киева, ответ на этот вопрос был, очевидно, утвердительным: 10 поединков, 10 побед. Но, в случае прохода его партии в Верховную Раду, ситуация может поменяться кардинальным образом для ее фронтмена и главной звезды. Все-таки Виталий себя позиционирует оппозиционным политиком, а пройти в парламент и совсем там не появляться могут себе позволить политики далеко не всех партий.
2. Был ли последним московский поединок в профессиональной карьере Виталия Кличко?
Если бы этот бой проходил на НСК Олимпийский в Киеве или где-нибудь в Германии – шансы на то, что он станет последним, были бы гораздо выше. Но не самая убедительная победа над неизвестным ранее противником в далекой Москве при незаполненных трибунах – вряд ли эта та точка, которую мечтает поставить в своей карьере настоящий чемпион. Впрочем, для многих это лучше, чем в последнем бою получить нокаут от нового молодого чемпиона.
3. Как и когда именно Виталий Кличко хочет завершить свою карьеру?
Пожалуй, именно этот вопрос является ключевым и наиболее интригующим. Вариантов у Виталия несколько, и их реализация в большой степени зависит от того, как будет складываться его политическая карьера. Стоит отметить, что в данной конкретной ситуации Виталий не является заложником желаний алчных промоутеров и, в принципе, при большом желании может выбрать любой из вариантов. Виталий – не Майк Тайсон, и он никак не является заложником своих алчных менеджеров.
Минималистический. Объявить, что бой с Чарром был последним в чемпионской карьере и, в стиле Леннокса Льюиса, уйти из бокса с вопросами, но непобежденным. Через пару месяцев организовать какое-нибудь прощальное шоу и с чистой совестью, без излишнего шума уйти с головой в новую для себя сферу работы.
Реалистический. Провести после выборов еще один бой в Киеве или в Дортмунде с каким-нибудь не очень сильным соперником из Германии, без особого мордобоя победить его по очкам и, под овации стоящих трибун, со слезами на глазах уйти из бокса в стиле хэппи-эндов из американских фильмов.
Эпический. Вызвать на бой Дэвида Хэя и попытаться нокаутировать того, кто в течение нескольких лет оскорблял и провоцировал обоих братьев Кличко. Самый рискованный вариант, где очень многое на кону. Но, во-первых, победа в таком бою впишет имя Виталия в историю бокса действительно золотыми буквами и навсегда заткнет рот всем критикам, а, во-вторых, само участие в таком бою может стать самым прибыльным мероприятием за всю карьеру Виталия и колоссально мощным пиаром его как настоящего бойца и лидера.
Конечно, существуют и другие варианты. В любом случае, в ближайшие недели, а может даже и месяцы, вся спортивная общественность Украины будет напряженно следить за тем, какое решение относительно завершения своей карьеры примет Виталий Кличко. И каким бы оно ни было, оно непременно станет сенсацией и предметом яростных споров и дискуссий.
Я вряд ли ошибусь, если скажу, что множество украинцев сейчас больше всего желают Виталию удачного конца великой карьеры, а не дальнейших боев. Это была прекрасная эра: для миллионов украинцев восхождение обоих братьев Кличко в конце 90-х годов, а потом их тотальное доминирование в конце нулевых и начале 10-х годов останется одним из самых ярких спортивных воспоминаний эпохи наряду с блистательными выступлениями Динамо Киев и провождением Евро-2012. Но все когда-нибудь подходит к концу.
Украинцы уже насладились десятками боев Виталия и бесконечно благодарны ему за то, что он сделал для популяризации бокса и спорта вообще в нашей стране. Успехи украинских на ЧМ и в Лондоне – это отчасти прямой результат деятельности Виталия. Ему уже никому ничего не нужно доказывать. Ему просто нужно сделать то, что дважды не смог сделать другой идол своей эпохи Андрей Шевченко: уйти красиво. Остается только надеяться, что Виталий знает, как это сделать.
Может, Виталию действительно оставить Хэя, Чарра и других недобитых соперников своему младшему брату? Несмотря на потрясающий комплект поясов, карьера Владимира была несколько более неровной и ему есть где поработать над статистикой, не говоря уже про более молодой возраст. В то время как Виталию уже никому ничего доказывать не нужно.
Уж очень хочется запомнить Виталия Кличко как боксера именно таким: улыбающимся и с высоко поднятой головой.
https://www.youtube.com/watch?v=kXsOid-ShBU&feature=player_embedded