Вопрос: Господин Тост, Даниэль Риккардо утверждает, что вы совершенно не такой, каким кажетесь на первый взгляд – по его мнению, вы – демократичный руководитель. Можно ли сказать, что вы «добрый полицейский», а Хельмут Марко – «злой»?
Франц Тост: Кто «злой полицейский»?
Вопрос: Выбирайте сами… Но если серьезно, Даниэль считает вас идеальным руководителем команды, отлично работающим с дебютантами: вы требуете результатов, сохраняя при этом доброжелательность...
Франц Тост: Всё просто. Когда в Формуле 1 дебютирует молодой гонщик, я должен, прежде всего, с ним познакомиться. Я несколько раз разговаривал с Даниэлем, когда мы вместе тренировались. Я просто хотел узнать его образ мыслей, цели, подход к работе, познакомиться с его окружением. Составив себе представление о гонщике, вы можете начать с ним работать.
Так же произошло с Даниилом Квятом: мы встретились три недели назад, долго разговаривали, вместе пообедали в Фаэнце. Это отличная возможность узнать гонщика. Поведение пилота в команде зависит от его характера. Иначе говоря, если гонщик мотивирован, дисциплинирован, а также хочет набраться опыта и прогрессировать, при этом легко всё воспринимает, то отношения выстраиваются совершенно иначе, чем если бы он был закрытым человеком или не хотел делать то, о чём его просят.
С Даниэлем никогда не было особых проблем, ведь он, прежде всего, очень талантливый гонщик, увлеченный своей работой. Последнее для меня играет важную роль. Кроме того, он дисциплинирован и хочет добиваться прогресса. У нас сложились отличные отношения. Впрочем, в Toro Rosso были гонщики, с которыми не получилось нормальной работы.
Вопрос: Кого вы имеете в виду?
Франц Тост: Это известная история. У нас не сложились отношения со Скоттом Спидом и Витантонио Лиуцци.
Вопрос: Это знаменитая история с пощечиной?
Франц Тост: Это ошибка! Этого никогда не было. Но для меня тема закрыта, я не говорю об этом. Однако если в команде замечают, что гонщик не добивается прогресса, начинаются сложности – это совершенно ясно. В случае с Риккардо этого не произошло, поэтому мы отлично работали. То же самое, в сущности, относится и к Себастьяну Феттелю – с ним тоже никогда не было проблем.
Вопрос: Помните ли вы первую встречу с Риккардо?
Франц Тост: Да. Она произошла на этапе Формулы Renault 2.0. Я помню, что впервые встретил его в Монце. К тому времени он уже участвовал в молодежной программе Red Bull. Мы познакомились, но это было относительно короткое знакомство.
Потом Даниэль выступал в британской Формуле 3, некоторое время я его не видел. Мы снова встретились, когда он перешел в Мировую серию Renault, после этого были тесты в Формуле 1, а затем он снова и снова тестировал наши машины.
Мы говорили о технике, о машине и так далее. Я всегда смотрю гонки молодежных серий и помню этап Мировой серии Renault в Поль-Рикаре, где он боролся с Жан-Эриком Вернем. После этого мы стали обсуждать гонки, так и познакомились.
Вопрос: Сегодня он всегда ярок и эмоционален. Был ли он таким в то время? Встреча с руководителем команды Формулы 1 может заставить молодого гонщика понервничать…
Франц Тост: Тогда Даниэль был чуть более закрытым, чем сейчас. В нашей команде он раскрылся, стал раскованнее, часто смеется и всегда готов на какую-нибудь шутку. Сначала этого не было, по крайней мере, в отношениях со мной. Наша встреча прошла, скорее, нейтрально, без особых эмоций. В сущности, ничего особенного.
Вопрос: Что изменилось после заявления о его контракте с Red Bull Racing на 2014 год? Сказал ли вам Хельмут Марко: «Франц, теперь вам надо искать нового гонщика»?
Франц Тост: Марко говорил мне, что Марк Уэббер может покинуть Формулу 1, а в Red Bull Racing обсуждалась кандидатура Даниэля Риккардо – было бы хорошо, если бы он присоединился к команде из Милтон-Кинс. Я понимал, что переход одного из наших гонщиков в чемпионскую команду – это большой плюс для Toro Rosso, поэтому у нас не было переговоров. Мы не сидели часами на встречах. В Red Bull Racing приняли решение – вот и всё.
Вопрос: Планировали ли в Red Bull Racing с самого начала пригласить Риккардо или некоторое время колебались между Даниэлем и Жан-Эриком Вернем?
Франц Тост: Лично мне показалось, что всё с самого начала складывалось в пользу Даниэля, поскольку у него больше опыта, чем у напарника.
Жан-Эрик должен добиться прогресса в некоторых областях, в частности, в квалификации. У него нет проблем с чистой скоростью – оба гонщика очень быстры. Но если говорить о квалификации, то Риккардо помог чуть больший опыт выступлений в Гран При. Наверное, это сыграло решающую роль для Red Bull Racing. Я тоже считаю это правильным.
Вопрос: Даниэль повторяет путь Себастьяна Феттеля. Можете ли вы сравнить двух гонщиков накануне перехода в новую команду?
Франц Тост: Это сложно, ведь у Себастьяна было гораздо больше опыта к тому моменту, как он пришел в Toro Rosso. Феттель работал на тестах в Williams-BMW и к моменту дебюта в нашей команде проехал, наверное, на несколько тысяч километров больше, чем Даниэль. Тем не менее, Феттелю всё равно потребовалось время на адаптацию, когда он присоединился к команде в середине 2007 года.
Риккардо был более или менее новичком в нашей команде, у него гораздо меньше опыта. Работа строилась совершенно иначе – приходилось обращать внимание на большее количество вещей, чем в работе с опытным гонщиком.
Вопрос: Сегодня почти каждый, кто работал с Феттелем, утверждает, что его уникальность была заметна уже тогда. Есть ли это качество у Даниэля Риккардо?
Франц Тост: Сейчас все это говорят. Всё зависит от того, как вы попали в Формулу 1 и как прогрессировали за определенный период времени. Это играет решающую роль.
Если сейчас все говорят, что Феттель – уникальный гонщик, но я должен сказать, что он ничем не отличался от остальных, когда присоединился к команде. Затем мы увидели, что он очень быстро прогрессирует – это отличало его от других. Риккардо тоже быстро учится. Посмотрим, будет ли он столь же успешен, как Феттель.
Вопрос: Со стороны складывалось впечатление, что Даниэль кардинально изменился с тех пор, как было объявлено о контракте с Red Bull Racing. В команде заметили это?
Франц Тост: Я не стал бы сейчас так говорить. Даниэль отлично провел гонку в Китае и финишировал седьмым. Жан-Эрик Вернь блестяще выступил в Канаде и занял шестую позицию. В Монреале Риккардо не был особенно конкурентоспособен, но затем вернулся на прежний уровень. Всё зависит от того, удается ли нам предоставить гонщикам быструю машину.
Даниэль демонстрировал хорошую скорость в квалификациях и почти во всех гонках. Мне сложно судить, какую роль играет прессинг в том, что он настолько конкурентоспособен, но он отлично справляется со своей работой.
Вопрос: Что произойдет с Жан-Эриком Вернем? В ближайшем будущем в Red Bull Racing не появятся вакансии, а в Toro Rosso его могут потеснить Антониу Феликс да Кошта и Карлос Сайнс-младший. К тому же в Toro Rosso традиционно не работают с гонщиками дольше двух или трех сезонов…
Франц Тост: Следующий сезон для него очень важен. Если Жан-Эрик продолжит прогрессировать, как в два последних года, то маловероятно, что мы расторгнем контракт. Я считаю, что Вернь и Квят – это хороший состав команды. Даниилу потребуется, по меньшей мере, первая половина сезона на адаптацию, но он быстро учится. Я считаю, что у нас хороший потенциал.
Как и в случае с любым другим гонщиком, всё зависит от самого Жан-Эрика. Если он сможет стабильно зарабатывать очки и завоевывать высокие позиции, то я не вижу повода менять гонщика. Кроме того, мы можем выиграть от того, что один из наших гонщиков более опытный. Наша цель – рано или поздно получить четырех высококлассных пилотов – два в Red Bull Racing и два в Toro Rosso. При этом в Toro Rosso всегда есть свободное место для молодого пилота.
Я не знаю, как будет развиваться карьера Карлоса Сайнса-младшего. Судя по его результатам в минувшем сезоне, ему нужно провести больше времени в молодежных сериях. Кроме того, я не так много могу сказать о да Коште. В этом году у него было две или три удачных гонки, но в итоге мы отдали предпочтение Квяту – он добился более высоких результатов.
Вопрос: Вернемся к разговору о Риккардо. Он новичок в команде, где Себастьян Феттель давно является лидером. Если реально оценивать ситуацию, есть ли у Даниэля какие-либо шансы проявить себя?
Франц Тост: Ему придется нелегко, ведь его напарником станет четырехкратный чемпион мира. Я надеюсь, что в следующем году Red Bull Racing окажется столь же конкурентоспособной, как и прежде – в этом случае Даниэль сможет бороться за позиции на двух первых рядах на стартовой решетке. Это само по себе хорошо. Посмотрим, что его ждет. Впрочем, опередить Себастьяна Феттеля будет непросто.
Вопрос: Как вы думаете, сыграет ли изменение регламента на руку Риккардо? Последние несколько лет Себастьян Феттель доминировал в чемпионате, но в следующем году велика вероятность технических сходов…
Франц Тост: Я не думаю, что это остановит Себастьяна. Наоборот, он потратит меньше всего времени на технические вызовы нового регламента, поскольку всё хорошо контролирует. Вероятно, он раньше остальных найдет способ поддерживать столь же высокий уровень выступлений, как в прошлом году. Точнее, подобные изменения регламента помогают топ-пилотам лучше использовать преимущество опыта. Не думаю, что изменение регламента поможет Даниэлю.
Вопрос: Учитывая опыт Себастьяна и разницу в скорости между машинами Red Bull Racing и Toro Rosso, в какой области Даниэлю придется работать больше всего?
Франц Тост: Риккардо должен агрессивнее пилотировать на первом круге, ведь ему придется бороться с Льюисом Хэмилтоном, Фернандо Алонсо и Нико Росбергом. Я считаю, что ему надо поработать над собой. В остальном, он отлично обороняет свою позицию. Если Даниэль впереди, то его невозможно опередить, если машина соперника не превосходит в скорости STR8. Он не допускает ошибок. В сущности, я не вижу у него других недостатков.
Вопрос: Даниэль – улыбчивый парень, и именно это выделяет его среди других гонщиков. Должен ли он в первой половине сезона стараться удерживать позицию в первом повороте, чтобы заставить себя уважать?
Франц Тост: Возможно. Однако нельзя давать подобные советы, поскольку это может привести к аварии.
Раньше я допускал ошибку, давая гонщикам советы, как действовать на старте и в первом повороте. Однако делать это нельзя. Если вы просите гонщика остаться слева, то справа от него совершенно точно что-нибудь произойдет, а если посоветовать ему остаться справа, тогда он постарается проехать по внутреннему радиусу, а его все опередят по внешнему. Решение принимается за сотые доли секунды, поэтому нельзя повлиять на гонщика.
Кроме того, было бы ошибкой говорить гонщику, что он должен удерживать позицию и показать, какой он на самом деле. Это должно получиться само, он сам должен ориентироваться в гоночной ситуации.
Вопрос: После периода работы с Буэми и Альгерсуари, завершается период сотрудничества с Риккардо и Вернем. Чем отличаются, и есть ли что-то общее между двумя этими составами команды?
Франц Тост: Вернь и Риккардо – гораздо более быстрые гонщики. Впрочем, надо сказать, что у Буэми тоже не было проблем со скоростью. Альгерсуари, по-моему, был не столь быстр.
Я считаю, что у Даниэля и Жан-Эрика есть потенциал выигрывать гонки. Достаточно ли его, чтобы однажды стать чемпионами мира – это другой вопрос, ведь для этого нужна иная ситуация и команда. Но если говорить о скорости, то они оба отличные гонщики.
Вопрос: Устроил ли Даниэль Риккардо прощальную вечеринку или это лишнее, ведь он, в сущности, остается в семье Red Bull?
Франц Тост: У нас был прощальный ужин в Сан-Паулу. Мы не любители вечеринок. Он долго работал в нашей команде, но нельзя сказать, что мы больше не увидимся. Я считаю, что Даниэль отлично справится, хотя выступать в одной команде с Феттелем не так просто, даже если Риккардо будет максимально выкладываться.