Накануне Гран При Турции британский эксперт Джеймс Аллен прокомментировал ряд технических вопросов, связанных с гонкой в Истанбул-парке…
Джеймс Аллен: «Все болельщикам Формулы 1 нравятся скоростные повороты, образцом которых можно считать 8-й поворот стамбульской трассы… Это один из самых длинных поворотов в Ф1: машина проезжает его за 8 секунд, и дистанция от входа до выхода на заднюю прямую составляет 600 метров. Средняя скорость здесь составляет 260 км/час, а максимальная – 270 км/час.
По данным команды Renault, в 8-м повороте “гонщик испытывает боковые перегрузки в среднем порядка 4,3g в течение этих 8-ми секунд, а в пиках – до 5,2g”.
И все же команды, работая над балансом, не настраивают шасси специально для этого поворота. Однако при этом важно правильно регулировать высоту дорожного просвета, что позволит преодолевать кочки на асфальте, особенно, когда машины тяжело заправлены.
По мнению инженеров, 8-й поворот не столь важен для хорошего времени прохождения круга, как Eau Rouge в Спа или 9-й поворот в Барселоне, за которыми следуют длинные прямые отрезки. Если ты пройдешь эти повороты на три-четыре километра в час медленнее, то потеряешь десятых в конце прямой. 8-й поворот в этом смысле не столь критичен.
На пятничных тренировках мы видели, что многие машины в этом месте вылетали с трассы, что отчасти связано с кочками на асфальте, отчасти с тем, что здесь нет особого риска. На тренировках гонщики рассчитывают меру риска в каждом повороте, пытаясь найти предел возможного. И многие вылетают в 8-м повороте потому, что обширные зоны безопасности позволяют обнаружить этот предел довольно быстро. В Монако и Монреале, напротив, на это нужно время, поскольку барьеры расположены непосредственно вдоль трассы. Зато, они все время “попадают в аварии”, когда тренируются на симуляторах!
В этот уик-энд мы увидели несколько любопытных технических новинок, в том числе, новое переднее крыло Renault, которое разительно отличается от предыдущих версий.
Ferrari представила модернизированный двойной диффузор, но больше всего обсуждается заднее крыло Red Bull, оборудованное аэродинамическим воздуховодом. Команда не торопилась с его внедрением, поскольку потери прижимной силы, с ним связанные, превышают преимущество в дополнительной скорости, которое оно дает на прямых.
О том, на что способна эта система, можно судить по скорости McLaren, показанной на тренировках: если правильно ее настроить, она позволяет пройти круг на 0,4 сек быстрее.
McLaren были пионерами в разработке этих воздуховодов. В итоге вечером в пятницу в Red Bull приняли продуманное решение не использовать свою новинку в квалификации и гонке.
Собранную в Турции информацию команда использует в Монреале, где аэродинамический воздуховод способен дать значительное преимущество, поскольку на канадской трассе есть длинные прямые. Поскольку в Монреале нет быстрых поворотов, в которых Red Bull особенно сильны, они попытаются компенсировать возможные потери скорости за счет нового заднего крыла.
Машина McLaren была изначально сконструирована с вокруг этой системы, поэтому у них оптимальное расположение воздухозаборника – в верхней части шасси, как раз перед тем местом, где находится колено гонщика, которым он активизирует воздуховод. Остальные команды, пытаясь ее копировать, сталкиваются с определенными трудностями: сложно добиться, чтобы в систему попадало достаточно воздуха, а это необходимо для ее эффективной работы».